?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мысли о монорельсе

Московский монорельс

В этом году на Иннопроме НПО Автоматики продвигает идею монорельса. Вернее как, назвать это продвижением очень сложно. Но было интересно пообщаться с одним из ведущим разработчиков московской монорельсовой системы Натальей Валенитновной Вершининой. Я вообще не планировал дискутировать, но она очень активно защищала своё детище, возникло желание парировать, но в итоге моё скептическое отношение к этому виду транспорта несколько изменилось.

Мы любим сетовать, что наша промышленность ничего не может, что наука умирает, что мы сырьевой придаток, а участь наших заводов – отверточная сборка чужих разработок. И вот на этом фоне наши научно-производственные объединения в короткий срок и практически с нуля создают высокотехнологичную транспортную систему, но в неё летят камни общественного мнения. Да, наверное, московский опыт не совсем удачен, но это не означает, что на монорельсе обязательно нужно поставить крест.

Можно понять Н.В. Вершинину, когда она грудью встает на защиту своей разработки. Этому проекту она посвятила несколько лет своей жизни. В 2001-2004 годах, когда шла разработка и пусконаладка, они практически жили на этой балке. В 2005 году монорельсовую систему пустили в строй и уральцев оттуда попросили, все наработки легли в стол и там пылятся. При том, что был проведен огромный объем работы и получился работоспособный механизм. Всё это зря?

Транспортное интернет-комьюнити невзлюбило монорельс сразу. Вызвано это было тем, что под монорельсовое депо отдали часть трамвайного им. Баумана, в результате чего Музей общественного транспорта был выселен и стал недоступен для посетителей. Ну и т.к. монорельс был желанием Лужкова, нелюбовь москвичей к градоначальнику перенеслась на этот проект.
Какие претензии есть к московской системе? Низкая скорость? Она обусловлена извилистостью трассы. Конструктивная скорость состава 60 км/ч, что вполне достаточно для городского транспорта, особенно учитывая независимость монорельса от уличного движения. Главное, проложить трассу попрямее. Недостаточная вместимость? Составность поезда можно увеличить, а двигатели имеют троекратный запас мощности. Но и нынешние вмещают 200 пассажиров при 5 человеках на квадрат. Невостребованность? Кто виноват, что линию проложили на маловостребованном направлении? Это ошибка планирования, а не недостаток вида транспорта. Что мешает учесть ошибки московского монорельса, который по сути есть первый блин, и сделать образцово показательную транспортную систему?

Макет монорельса на выставке Иннопром-2013

Как мне кажется, ошибка НПО Автоматики, когда они начинают агрессивно сравнивать монорельс с другими видами транспорта и при этом перегибают палку. Ну что сравнивать монорельс с метрополитеном? У них разные задачи, у каждого своя ниша. Конечно, у монорельса значительно ниже провозная способность, но у монорельса и легкая эстакада, можно сказать, балка, которая строится быстро и гораздо дешевле метрополитена. То, что под землей строится 30 лет, по земле можно проложить за несколько лет. Конечно, это новый вид транспорта, для него потребуется депо. Но, по секрету говоря, емкость и депо метрополитена, и депо ТТУ уже тоже исчерпана и для любого сколько-нибудь серьезного развития потребуются новые депо. Если говорить об эстетике, тут всё неоднозначно. НПО Автоматики уверено, что монорельс украшение. Поезда и правда выглядят прикольно, современно, но балка вряд ли украсит исторический центр. Поэтому, например, на проспекте Ленина я монорельс категорически не вижу. А в других районах – почему нет? Одно из преимуществ монорельса в том, что проходя на высоте 6-10 метров, он может без проблем преодолевать реки, линии железной дороги и прочие препятствия. Думаю, что ему вполне можно найти применение в нашем городе.

Схема монорельсвоых линий Геннадия Оберюхтина

Но чтобы хоть как-то приблизить такую вероятность, его надо правильно продвигать. А что на практике? На Иннопроме НПО Автоматики повесило схему трассу, нарисованную пенсионером Геннадием Оберюхтиным, имеющую мало общего с реальностью. Иначе как профанацией её назвать сложно. И выставленный макет, который изготовили в УрГАХА, почему-то демонстрирует подвесной монорельс. Власти и так опасаются, что существует потенциальная опасность падения состава с большой высоты, а тут это. Главная же проблема в том, что у НПО Автоматики нет готового продукта. У них есть система управления движением подвижного состава, патенты на автоблокировку и прочее. Кстати, как рассказала Н.В. Вершинина, они спроектировали систему без машиниста. То есть, полное автоведение. Но костный метрополитен, в ведомстве которого находится московский монорельс, заявил, что не пустит пассажиров в поезд без машиниста. Поэтому сейчас компьютер лишь подсказывает машинисту, как надо ехать.
Так вот, документация на балку и на сами вагоны у москвичей. НПОА считает, что в Свердловской области всё это можно без проблем изготовить. Но кто должен заниматься организацией и координацией процесса? Пока, как сейчас, никто, о чём можно говорить?

И всё же, мне бы хотелось, чтобы такой транспорт в Екатеринбурге появился. Достаточно интересно ехать и смотреть на город с десятиметровой высоты, как в Москве на ВДНХ.

Интересные ссылки:

Экскурсия в депо монорельса

Путевое развитие Московского монорельса

Аргументы "за" и "против" в газете "Транспорт России"

Свежие слайды НПОА у alshevskix

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
vedmed1969
Jul. 14th, 2013 04:03 pm (UTC)
монорельс в В. Пышму - это несерьёзно. А вот строить хордовые ветки для связи окраинных районов между собой - почему нет? Не знаю екатеринбуржских реалиц - но в Че, например, вполне можно было бы пустить монорельс по окраинам Северо-Запада, или как вывозной транспорт из Чурилово.

Насчёт украшения города - это они погорячились, конечно :)

Edited at 2013-07-14 04:05 pm (UTC)
banderlog1981
Jul. 14th, 2013 04:12 pm (UTC)
была бы классная идея. тот же Уктус, Химмаш прямо через пруд связать с метро на Ботанике, и потом увести в район широкой речки
mechanician
Jul. 14th, 2013 04:34 pm (UTC)
По этой ссылке убили параметры предполагаемого монорельса в Верхнюю Пышму.

Потратить 10 миллиардов рублей на систему с провозной способностью 1000 человек в час - это за гранью добра и зла. Если считать, что 1000 чел/час это пиковая нагрузка, в день получается около 10 тыс. пассажиров (вроде бы правдоподобная оценка пассажиропотока по этому направлению). То есть порядка 3 миллионов в год. Если предположить, что в стоимость одной поездки заложено 10 рублей чистой прибыли (что для этого маршрута овер до фига), окупаемость проекта получается порядка 300 лет.

Вообще, насколько я понимаю, примерно за такие деньги до Пышмы можно дотянуть стандартное метро наземном/эстакадном исполнении или в мелком заложении. Правда метро там нафиг не нужно, а нужен обычный выделенный трамвай, частично идущий по эстакадам. Можно даже повыделываться и на городской территории загнать его под землю - все равно это будет дешевле, проще и надежнее.
Vladimir Zlokazov
Jul. 15th, 2013 04:48 am (UTC)
Как раз в тему приходят новости из Сиднея, где приняли окончательное решение о демонтаже монорельсовой системы.
serebriany
Sep. 22nd, 2013 06:18 pm (UTC)
Монорельс что московский обслуживает ОЧЕНЬ малый пассажиропоток, что в мировой практике - тоже самое. Особенность такая у данного вида транспорта.
Себестоимость перевозки одного пассажира на московской линии монорельса составляет 250 руб. Что само за себя говорит о категорической невозможности применения данного вида транспорта в ЕКБ.

Где-нибудь на Луне, да. Согласен. Там кратеры. Монорельс в вакууме. =)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

ekuznecov
ekuznecov

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars