?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сходил на лекцию Джарретта Уокера. Пишу по горячим следам, пока ощущения свежи.
Я умышленно ничего не писал про новую маршрутную сеть всё это время (хотя эта тема активно освещается в СМИ и мне совсем небезразлична). Потому что

1) Говорить не о чем, проект новой маршрутной сети не представлен. Можно только пообсуждать принцип её построения, который презентован.

2) Не хочется делать поспешных выводов. Спектр мнений по этому вопросу выглядит как-то так: от «ну наконец-то этот закостенелый пережиток «совка» реформируют с помощью мировых экспертов» до «что за ужас они предлагают, так только угробят более-менее неплохо работающий трамвай».

Я не отношусь ни к фанатам, ни к хейтерам и попробую трезво оценить происходящее.
Глупо спорить с геометрий или физикой. Принцип, предложенный мистером Уокером,безусловно, имеет право на жизнь. Считаю, что он не лучше и не хуже нынешнего способа построения сети. Он другой и также имеет свои плюсы и минусы. Вопрос выбора: меньший интервал и пересадки или больший интервал и движение до пункта назначения без пересадок. Ни в коей мере не ставлю под сомнение компетенцию и опыт Джарретта Уокера. Большой вопрос в том, насколько его опыт ложится на российскую почву. Геометрия-то во всех странах одинаковая, а вот организация работы общественного транспорта очень даже разная. Озвученный подход будет работать при выполнении ряда условий (и ребята из Город.Про это понимают и об этом везде говорят).
А именно:
- изменение тарифной политики;
- удобные пересадочные узлы;
- стабильное движение без помех.

Ничего этого сейчас нет. Появится ли? Вопрос открытый.

Вот возьмем вопрос тарифов. Долгое время в Екатеринбурге не могли сделать единый проездной автобус-трамвай-троллейбус. Потому что бюджеты разных транспортных предприятий это разная история, разная себестоимость, разные затраты. Разное всё. Да, тогда не было Екарты. Но даст ли Екарта ответ, как поделить деньги между маршруткой и трамваем, троллейбусом и метро, на которых пассажир проехал за 60-90 минут действия билета. Не уверен. Сейчас за сам факт посадки транспортное предприятие получает фиксированную сумму. Что будет с бюджетом транспортных предприятий, если делить её на несколько видов транспорта? Мне кажется, они будут недовольны. Либо придется поднять стоимость, и тогда будут недовольны пассажиры. То есть, нужен какой-то баланс между платежными возможностями пассажира и потребностями транспортных компаний. На мой взгляд, он сложно достижим и это потенциально конфликтная точка. Также нельзя исключить вариант, что тарифы не изменятся вообще. И Город.Про на это никак не может повлиять.

Нужно четко понимать, что Город.Про выиграл тендер на идею. Внедрять её будут не они и не Джарретт Уокер. Внедрять её будут те люди, которые, например, легко уничтожают пересадочный узел ради парковки ресторана. Вот такая у них система ценностей. Менеджмент транспортной системы Екатеринбурга, скажу политкорректно, находится на крайне низком уровне. Поэтому по поводу удобных транспортных узлов у меня никаких иллюзий нет. Нужны деньги, которых нет. Нужны адекватные и мотивированные специалисты. Которых нет. То есть, вероятность идти (например) под дождем с тяжелыми сумками в руках большое расстояние, чтобы пересесть на частоходящий транспорт, она велика. Кстати, Джарретта сегодня спрашивали, а как быть маломобильным категориям пассажиров, которым очень некомфортно делать пересадки. По его мнению, для таких пассажиров должны быть специальные низкопольные микроавтобусы по требованию. И вот тут мы натыкаемся на суровое несоответствие его картины мира с нашей реальностью. Социальное такси в Екатеринбурге выглядит примерно так: ржавая Газель, которую инвалид может заказать, грубо говоря, раз в месяц.

Еще про российскую реальность. Джарретт сегодня шутил про маршрутки, которые ужасны, ездят наперегонки, говорил, что нужно исключить дублирование маршрутов и так далее. Вы думаете, можно взять и убрать маршрутки, потому что это кто-то предложил? Мне кажется, что владеющие этим бизнесом депутаты и крышующие его чиновники считают как-то иначе. Давайте вспомним историю про как бы нелегальный 050 маршрут, с которым администрация Екатеринбурга несколько лет не могла ничего сделать. Причем маршрутчики, вопреки западным экспертам, предпочитают длинные хордовые маршруты через весь город. В этой связи беспокойство вызывают этапы транспортной реформы, предложенной Городом.Про, которые не озвучены.Хочется, чтобы не получилось так, что трамвай перевели на 9 маршрутов и принцип пересадок, а маршрутки так и ездят из пункта А в пункт Б на другой конец города. Лучше сначала потренироваться на кошках маршрутках.

Ну и про стабильность, регулярность, надежность и вот это всё. Может ли мистер Уокер представить себе ситуацию, когда администрация города пытается внедрить выделенные полосы для общественного транспорта, а начальник дорожной полиции не дает ей это сделать, в результате процесс зависает в мертвой точке на долгие годы? Он же вместе с наоговой инспекцией саботирует платные парковки и всячески вставляет палки в колеса? Это тоже наша специфика, наша реальность, в которой все против всех, а качество дорожного движения и работы общественно транспорта никого не волнует.

На мой взгляд, самые большие риски заключаются в том, что за конечный результат в истории с реформой транспортной схемы никто не отвечает. Администрация Екатеринбурга может отложить реализацию в долгий ящик, может внедрить частично и вообще сделать совсем не так, как предлагали и предполагали разработчики транспортной схемы. Дьявол кроется в деталях. Но при этом администрация всегда может перевести стрелки на разработчиков и обвинить во всех неудачах их. Таким образом, ребята из Города.Про серьезно рискуют своей репутацией, а все екатеринбуржцы привычной транспортной системой. Но как сказал Джарретт Уокер, горожане должны решить: они хотят держаться за историю (маршруты, к которым привыкли) или готовы к переменам, которые принесут улучшения. Он ничего не навязывает, а лишь показывает возможные альтернативы.

Что еще хочу добавить. Маленькие интервалы, продление часов работы и так далее это всё отлично. В теории. На практике нужно учитывать множество обстоятельтсв, от мощности тяговых подстанций до нюансов трудового законодательства. На следующей неделе будут проведены воркшопы, на которых Джарретт Уокер будет что-то разрабатывать вместе с действующими специалистами транспортных предприятий Екатеринбурга. Только вот я очень сильно сомневаюсь, что за пять дней в таком формате реально создать что-то годное. Буду рад ошибаться.

Еще один важный тезис. На мой взгляд, условия, необходимые для успешной реализации предложенной реформы первичны. А схема маршрутов вторична. Сначала часовые билеты с безлимитным количеством пересадок, удобные пересадочные узлы, обособленные трамвайные пути и полосы для общественного транспорта. После этого поведение екатеринбургских пассажиров должно существенно измениться. Вот тогда его надо анализировать и корректировать маршруты.

P.S. Надеюсь, что никого не обидел. По крайней мере, не хотел. Замечу, что сама лекция Джарретта Уокера – очень хорошее и нужное дело. Свободных мест в зале не было, что даже удивительно. То, что говорил сегодня Джарретт про общественный транспорт в целом, нужно почаще доносить до чиновников и широкой аудитории. Хочу поблагодарить Город.Про за то, что вынесли тему в паблик. Она больная и важная. Система общественного транспорта Екатеринбурга остро нуждается в улучшении. Но принцип «Не навреди» здесь не менее важен, чем в медицине.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vedmed1969
Apr. 16th, 2016 12:49 am (UTC)
>Хочется, чтобы не получилось так, что трамвай перевели на 9 маршрутов и принцип пересадок, а маршрутки так и ездят из пункта А в пункт Б на другой конец города. Всё так и будет.
serebriany
Jul. 25th, 2016 05:40 pm (UTC)
Евгений, прокомментируете развернуто представленный проект новой маршрутной сети?
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

ekuznecov
ekuznecov

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars